Обновление за День: 29.11.2018
В 1897 году в Российской Империи был введён «золотой стандарт», однако часть империи – Финляндия – перешла на него ещё в августе 1877 года.
Месторождение золота, найденное в Финляндии в один из самых трагических моментов её истории, стало толчком к развитию страны. Введение «золотого стандарта» на 20 лет раньше, чем во всей Российской Империи, чеканкой собственной золотой монеты и возможность не участвовать в Русско-турецкой войне заложили основы нынешнего благополучия Финляндии.
В 1897 году в Российской Империи в результате реформ Витте был введён «золотой стандарт», предусматривавший возможность обмена бумажных денег на золотые монеты – свободно и без каких-либо ограничений. Это обеспечило рублю репутацию одной из самых надежных валют, вплоть, до начала Первой мировой войны. Однако на самом деле это не было большой новацией – намного раньше на тот же «золотой стандарт» перешла часть империи – Финляндия. Ещё в августе 1877 года царь Александр II подписал «Закон о монете Великого Княжества Финляндского», который прямо провозглашал: «Монета Финляндии основана на золоте, как единственном мериле ценностей». Путь к «золотому стандарту» начался для финнов в 1868 году – одном из самых трагических в их истории. Страна Суоми тогда переживала страшный голод, погубивший свыше 8% населения. Но именно в том году на финском севере, в Лапландии, экспедиция под руководством одного из директоров Гельсингфорского (Хельсинкского) монетного двора Юхана Лира обнаружила золото. У финнов началась своя «золотая лихорадка». Но, в отличие от аналогичных эпопей XIX столетия в Северной Америке или Австралии, Финляндия тут же ввела госмонополию на лапландское золото, выкупая его в казну по фиксированной цене. Благодаря же автономии весь добытый металл не уходил в Петербург, а оставался в «Великом княжестве». Поэтому «Финляндский банк», главный госбанк автономии, уже к 1875 году скопил золота на сумму, способную покрыть четверть всех ходивших по княжеству бумажных банкнот. К тому времени Финляндия с разрешения царской власти уже имела собственную валюту – серебряные и бумажные марки, а также медную мелочь. Самая ходовая монета «Великого Княжества Финляндского» номиналом 1 пенни (сотая часть финской марки) соответствовала российской «полушке», четверти копейки. В тогда ещё очень бедной стране Суоми для большинства населения русская копейка считалась слишком крупной и оттого неудобной в расчетах. В итоге на территории Финляндии обращались сразу три валюты – собственная, российская и деньги прежней метрополии, Швеции. С учетом колебаний курса бумажного рубля, который 20 лет не мог оправиться от потрясений Крымской войны, запутанная денежная система княжества требовала реформирования. Выход нашли в введении своего «золотого стандарта». И тут Финляндии крупно повезло второй раз – весной 1877 года Российская империя начала войну с Турцией, стоившую в итоге более миллиарда царских рублей. Но благодаря автономии финны имели право не участвовать в имперских расходах за пределами княжества, и накопленное местными банкирами золото осталось в стране Суоми.
Пока русская армия осаждала турок в Плевне, банкиры из Хельсинки доложили в Петербург, что «располагают достаточным количеством металла». И 9 августа 1877 года Великий князь Финляндский, он же русский царь Александр II, подписал пакет документов о «золотом стандарте» для отдельно взятой автономии. «Финляндский банк» обязали «по требованию тотчас выкупать на финляндскую золотую монету выпущенные им билеты по нарицательной их цене марками, так, чтобы в обмене билетов не произошло остановки или замедления». С 1 января 1878 года вся официальная отчетность в «Великом Княжестве Финляндском» должна была вестись только в золотых марках.
Всего за два следующих года на монетном дворе Хельсинки отчеканили 989 тыс. золотых монет номиналом 10 и 20 марок. Каждую украшал русско-финско-шведский симбиоз: на груди двуглавого российского орла вместо щита с привычным Георгием Победоносцем помещался сжимающий меч финский лев, а по бокам чеканилось «Finland» и «Suomi», имя страны на шведском и финском языках. Под левой лапой орла стояла буква L – клеймо монетного мастера Юхана Лира, когда-то нашедшего первое финское золото. Реформа оказалась удачной, став одним из первых шагов к современному финскому благополучию. Опыт маленькой автономии учитывался и во время общероссийской денежной реформы Сергея Витте. Не случайно массово чеканившиеся в России с 1897 года золотые «полуимпериалы» по содержанию драгоценного металла были идентичны финской монете 20 марок.